Основные направления в работе педагога — психолога с дошкольниками : Диагностика , коррекция и развитие

Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас, на нашем методическом объединении.
Тема нашего методического объединения: « Основные направления в работе педагога – психолога с дошкольниками: диагностика, коррекция и развитие».

Для психологической службы образования характерны 2 направления работы:

  • актуальное ;
  • перспективное.

В рамках актуального направления обсуждаются и решаются злободневные проблемы и вопросы, связанные с конкретными трудностями в обучении и воспитании детей, с нарушениями в их поведении, с трудностями в общении и т.д.

В рамках перспективного направления осуществляются, реализуются своего рода прогностические программы с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, его потенциальных возможностей для гармонической жизни в обществе. А это возможно только при создании благоприятных психологических условий для развития всех и каждого.

Работа педагога – психолога в системе образования осуществляется по следующим основным направлениям:

  • психологическое просвещение;
  • психологическая профилактика;
  • психодиагностика;
  • психокоррекция;
  • консультирование.

Сегодня мы остановимся на двух направлениях работы педагога –психолога. Это диагностика и  коррекция.

Согласно ФГОС ДО, в ДОУ может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов.

Результаты психологической диагностики могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:

  • Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • Оптимизации работы с группой детей.

Цель диагностической деятельности педагога – психолога ДОУ: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных  образовательных маршрутов.

Направление « Психологическая диагностика» включает шесть разделов:

  1. Оценка развития детей, его динамика, измерение личностных образовательных результатов;
  2. Работа по проблемам психического развития ребёнка;
  3. Психодиагностическая работа в период  возрастных кризисов 3 и 7 лет;
  4. Психодиагностика психологической готовности  к обучению в школе;
  5. Психодиагностическая работа по выявлению ранних признаков одарённости;
  6. Психодиагностическая работа по изучению личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов ДОУ.

Результатом  изучения  является  создание диагностической основы для проектирования и реализации комплекса мер, содействующих развитию профессионализма педагога.

В контексте ФГОС ДО деятельность педагога – психолога. Направленная на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников, рассматривается как развивающая. Предполагается организация развивающих занятий, направленных на коррекцию определённых недостатков в психическом развитии детей.
Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками.

Существует такая схема деятельности педагога – психолога с позиции Г.С.Абрамовой:
« что есть», «что должно быть», «как сделать так, чтобы стало должное».

Выбор конкретной формы , технологии и содержания работы педагога – психолога по данному направлению, определение адресной группы воспитанников является результатом психологической диагностики.

Направление реализуется по следующим  разделам:

  • Развивающая работа в процессе освоения детьми образовательных областей;
  • Развивающая работа по коррекции проблем в развитии у воспитанников;
  • Развивающая работа в период возрастных кризисов 3-7 лет;
  • Развивающая работа в период адаптации ребёнка к ДОУ;
  • Развивающая работа по преодолению психологических трудностей в развитии одарённых дошкольников.

Я кратко ознакомила вас с деятельностью педагога –психолога по таким направлениям как диагностическая и коррекционная работа.