Основные направления в работе педагога — психолога с дошкольниками : Диагностика , коррекция и развитие
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас, на нашем методическом объединении.
Тема нашего методического объединения: « Основные направления в работе педагога – психолога с дошкольниками: диагностика, коррекция и развитие».
Для психологической службы образования характерны 2 направления работы:
- актуальное ;
- перспективное.
В рамках актуального направления обсуждаются и решаются злободневные проблемы и вопросы, связанные с конкретными трудностями в обучении и воспитании детей, с нарушениями в их поведении, с трудностями в общении и т.д.
В рамках перспективного направления осуществляются, реализуются своего рода прогностические программы с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, его потенциальных возможностей для гармонической жизни в обществе. А это возможно только при создании благоприятных психологических условий для развития всех и каждого.
Работа педагога – психолога в системе образования осуществляется по следующим основным направлениям:
- психологическое просвещение;
- психологическая профилактика;
- психодиагностика;
- психокоррекция;
- консультирование.
Сегодня мы остановимся на двух направлениях работы педагога –психолога. Это диагностика и коррекция.
Согласно ФГОС ДО, в ДОУ может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов.
Результаты психологической диагностики могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:
- Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- Оптимизации работы с группой детей.
Цель диагностической деятельности педагога – психолога ДОУ: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов.
Направление « Психологическая диагностика» включает шесть разделов:
- Оценка развития детей, его динамика, измерение личностных образовательных результатов;
- Работа по проблемам психического развития ребёнка;
- Психодиагностическая работа в период возрастных кризисов 3 и 7 лет;
- Психодиагностика психологической готовности к обучению в школе;
- Психодиагностическая работа по выявлению ранних признаков одарённости;
- Психодиагностическая работа по изучению личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов ДОУ.
Результатом изучения является создание диагностической основы для проектирования и реализации комплекса мер, содействующих развитию профессионализма педагога.
В контексте ФГОС ДО деятельность педагога – психолога. Направленная на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников, рассматривается как развивающая. Предполагается организация развивающих занятий, направленных на коррекцию определённых недостатков в психическом развитии детей.
Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками.
Существует такая схема деятельности педагога – психолога с позиции Г.С.Абрамовой:
« что есть», «что должно быть», «как сделать так, чтобы стало должное».
Выбор конкретной формы , технологии и содержания работы педагога – психолога по данному направлению, определение адресной группы воспитанников является результатом психологической диагностики.
Направление реализуется по следующим разделам:
- Развивающая работа в процессе освоения детьми образовательных областей;
- Развивающая работа по коррекции проблем в развитии у воспитанников;
- Развивающая работа в период возрастных кризисов 3-7 лет;
- Развивающая работа в период адаптации ребёнка к ДОУ;
- Развивающая работа по преодолению психологических трудностей в развитии одарённых дошкольников.
Я кратко ознакомила вас с деятельностью педагога –психолога по таким направлениям как диагностическая и коррекционная работа.