Автор: учитель-дефектолог Королева Елена Акимовна
Вашему малышу исполнилось 5 лет. Это значит, что у вас появилась хорошая возможность своевременно помочь ребенку развить его интеллект. К сожалению, многие родители недооценивают возможности именно этого возраста, не видят потребности ребенка в новой информации, расширении его кругозора. Считают его еще маленьким и думают, что впереди у них очень много времени, и что они еще всему успеют научить его, когда ребенок подрастет.
А ребенок именно в этом возрасте испытывает огромную потребность в познании окружающего мира и расширении своего кругозора. Он, как губка впитывает познавательную информацию. Научно доказано, что в дошкольном возрасте ребенок способен запомнить столько материала, сколько не запомнит потом никогда в жизни. Не упустите эту возможность.
В консультации вы найдете возрастные ориентиры знаний и умений, которыми может и должен овладеть ваш ребенок в возрасте 5 лет.
1. Свое имя, фамилию, имя и отчество своих родителей;
2. Свой домашний адрес;
3. Название своего города, столицы, Родины;
4. Знать название основных профессий, объяснять, чем люди этих профессий занимаются;
5. Классифицировать предметы. Называть группы предметов обобщающим словом. Находить закономерности, последовательности, вычленять лишнее, дорисовывать недостающее;
6. Различать окружающие предметы, знать их назначение, признаки, характеризовать материалы из которых они изготовлены;
7. Знать последовательность времен года, частей суток,
8. Знать представителей живого и неживого мира, где встречаются, обитают, растут;
9. Различать и называть деревья, кустарники, цветы (по коре, листьям, плодам, цветам);
10. Ориентироваться в пространстве, на листе бумаги;
11. Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам;
12. Сравнивать предметы по величине, пользуясь понятиями (шире-уже, выше-ниже, длиннее-короче);
13. Знать сенсорные эталоны цвета, формы, уметь сравнивать, комбинировать;
14. Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, многоугольник;
15. Уметь оперировать понятиями точка, линия, угол, луч, отрезок, прямая, кривая, замкнутая линии и рисовать их;
16. Считать в пределах 10 и знать графический образ цифры;
17. Пользоваться количественными и порядковыми числительными;
18. Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10;
19. Уравнивать неравное число предметов двумя способами;
20. Знать основные правила дорожного движения;
21. Пользоваться прямой и косвенной речью;
22. Правильно произносить все звуки, говорить не торопясь, выразительно
23. Употреблять в речи сложные предложения, употреблять предлоги «по», «до», «вместо», «после»; союзы «что», «куда», «сколько»;
24. Словарный запас около 2,5-3 тысячи единиц. В словах нет пропусков, перестановок звуков и слогов. В предложении ребенок должен использовать все части речи;
25. Должен уметь выражать словами свои эмоции, желания, мысли, поддерживать непринужденную беседу;
26. Составлять небольшой рассказ по картинке, по теме;
27. Учить и рассказывать стихи, аудировать и запоминать песенки;
28. Рисовать иллюстрации к прочитанным книгам;
29. По возможности точно воспроизводить графический образ цифры, буквы, фигуры;
30. Раскрашивать, заштриховывать, рисовать, обводить, зачеркивать, печатать;
Психическое развитие
К пяти годам малыш взрослеет на ваших глазах. Теперь он всё чаще контролирует собственное поведение, согласно усвоенным правилам и нормам. Он может самостоятельно отличить хороший поступок от плохого, проявляет чувство справедливости и сострадания. Продолжают развиваться и основные психические функции ребёнка.
Внимание
В 5 лет ребёнок должен:
- удерживать одновременно в поле зрения не менее 6-7 предметов;
- самостоятельно выполнять задание по предложенному взрослым примеру;
- самостоятельно находить 4-5 пар одинаковых предметов;
- выполнять, не отвлекаясь, определённые задания в течение 10-12 минут;
- находить не менее 7-8 отличий между предложенными предметами;
- самостоятельно складывать картинки, пазлы или открытки, разрезанные как минимум на 9 частей;
- по образцу собирать из конструктора любую конструкцию или фигуру.
Мышление
В 5 лет ребёнок должен уметь:
- самостоятельно определять последовательность событий;
- находить среди предложенных четырёх предметов один лишний и пояснять свой выбор;
- подбирать слова-синонимы и слова-антонимы;
- находить и пояснять несоответствия на картинках;
- находить и пояснять отличия между явлениями и предметами;
- решать предложенные логические задачи и отвечать на замысловатые вопросы.
Память
В 5 лет ребёнок должен уметь:
- запомнить 6-8 рисунков за определённое количество времени (от 1 до 2 минут);
- пересказывать близко к содержанию небольшой рассказ;
- знать и рассказывать наизусть несколько стихов;
- сравнивать по памяти два различных изображения.
Навыки самообслуживания
Пятилетний ребёнок – достаточно самостоятельный маленький человек, способный самостоятельно одеваться и обуваться, причёсываться, чистить зубы и умываться. Кроме того, он должен приучаться к дисциплине и выполнению несложных поручений по содержанию в порядке своих вещей и комнаты.
Так, в возрасте пяти лет ребёнок может самостоятельно убирать свою постель, содержать в порядке свои игрушки – складывать их после игры и даже вытирать пыль на полках, где они стоят. Способен пятилетний малыш и оказать посильную помощь по дому: полить цветы, вымыть подставки из-под цветочных горшков, протереть пыль в квартире и даже пропылесосить или подмести пол. С особым удовольствием пятилетние малыши помогают взрослым в сервировке стола, приготовлении блюд и украшении дома к празднику.