kfox8aacho4Какие черты характерны для большинства левшей?

* гибкость мышления;

* стремление к философскому осмыслению мира и постоянному самосовершенствованию;

* склонность к сотрудничеству и творчеству;

* способность жить и работать «в одиночку» невзирая на равнодушие, непонимание и даже раздражение со стороны многих окружающих.

Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребёнка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

Даже в те минуты, когда маленькие левши демонстрируют свою раннюю взрослость и зрелость, родители и окружающие не должны забывать о том, что леворукие дети при всей своей мудрости не перестают быть детьми, которым хочется жить обычной, нормальной жизнью. Помощь и поддержка очень им нужны.

Родители, педагоги! Вне зависимости от того, понимаете вы детей или нет, позвольте им идти своим путём. А сами станьте для них той самой путеводной звездой, которая позволяет найти свой путь во мраке. Со временем  вы убедитесь, что это и есть самое мудрое педагогическое решение.

Если ваш ребёнок родился левшой, считайте, что вам повезло!

 Данные игры составлены с учётом физиологических и психологических возможностей детей старшего дошкольного возраста, представляют собой заключительный этап в их подготовке к школе. В данных играх большое место отводится подготовке руки к письму, формированию умения ориентироваться на плоскости листа в тетради; решаются такие задачи, как развитие зрительно-пространственной ориентировки, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти; совершенствование моторных функций и зрительно-моторных координаций; закрепление навыков работы в заданном темпе, знаний о цвете, форме, величине, свойствах различных материалов и технике работы с ними. Продолжается работа и над мелкой моторикой, над произвольностью психических процессов.

Цель каждой игры – задействовать как можно больше рецепторов для развития каналов аудиального, визуального и кинестетического восприятия, а также способности воспринимать и воспроизводить информацию для получения результата.

«Вылепи букву или цифру»

Цель: Развивать моторные функции, зрительно-моторные координации, дифференциацию понятий лево-право, вверх-низ, впереди-сзади; совершенствовать речь, аккуратность, глазомер.

ХОД:

У ребёнка пластилин, карточки с изображением букв или цифр и заготовки из плотного, но прозрачного полиэтилена размером с карточку.

Ведущий. Перед тобой карточки с цифрами и буквами. Назови те, которые ты знаешь. Выбери любую карточку, аккуратно проведи пальцем по букве или цифре. Из каких элементов-линий она состоит? Попробуй из пластилиновых колбасок вылепить эту букву (цифру) на прозрачной карточке. Работай аккуратно, не торопясь. Буква (цифра) должна поместиться на карточке и быть похожей на выбранный образец. Чтобы проверить, правильно ли ты всё сделал, подложи карточку-образец под твою карточку. Они должны совпасть. Начинай лепить и называй все свои действия.

«НЕПОСЛУШНЫЕ ЦЕПОЧКИ»

Цель: Совершенствовать мелкую моторику, зрительное восприятие, дифференциацию понятий лево-право, верх-низ и их речевые обозначения; закреплять понятия замкнутая линия – незамкнутая линия; работать над точностью и темпом выполнения.

Материал: Набор карточек с рисунками разной конфигурации – одни из них замкнутые, другие нет; набор металлических цепочек с мелкой ячейкой.

ХОД:

Ведущий предлагает ребёнку взять цепочку тремя пальцами и обвести любой рисунок, прокладывая цепочку по нему сверху. Ребёнок называет все свои действия. Ведущий поощряет точность выполнения, закрепляя понятия замкнутая и незамкнутая линия. Ребёнку легко справляющемуся с заданием, можно предложить выложить рисунок на чистом листе бумаги, глядя на образец, а так же по памяти, без опоры на него.

«ЗОЛУШКА»

Цель: Совершенствовать мелкую моторику, тактильный и зрительный анализаторы, умение квалифицировать по заданному принципу; работать над темпом выполнения задания.

Материал: Семена четырёх видов, четыре наклейки с наклеенными образцами семян.

ХОД:

Ведущий предлагает ребёнку тремя пальцами из кучки семян отобрать семена одного вида и разложить их по ячейкам. Брать надо по одному семечку, определять его на ощупь, называть и класть в ту ячейку, где наклеен образец такого вида. Игра закончена, когда все семена разложены по «своим домикам».

«ВЫРЕЗАЕМ ПО ЛИНИЯМ»

Цель: Развивать зрительно-моторные координации; закреплять знания о форме и величине; совершенствовать технику работы с ножницами и глазомер.

ХОД:

Задание 1: У ребёнка лист бумаги с изображением геометрических форм различной величины, расположенных хаотично.

Ведущий: Какие фигуры ты знаешь? Сосчитай их и скажи: каких фигур больше (меньше)? Покажи самый большой круг, самый маленький треугольник. Вырежи сначала самый большой прямоугольник, не затронув другие фигуры, а потом самую маленькую фигуру.

Задание 2: На листе бумаги нарисованы четыре большие незаконченные (незамкнутые) геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Ведущий: На какие геометрические фигуры похожи эти спирали? Покажи начало и конец каждой линии. Чтобы получились настоящие спирали, нужно разрезать их точно по линиям. Начни с самой трудной фигуры.

«ПРИШЕЙ ПУГОВИЦУ»

 Цель: Развивать мелкую моторику, зрительный анализатор, умение выполнять задания по схеме.

Материал: предметы, имитирующие пуговицы, иголки, нитки; схемы-варианты пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями.

 ХОД:

Ведущий предлагает ребёнку вдеть нитку в иголку, выбрать схему и попробовать пришить пуговицу так, как на ней показано. В ходе выполнения задания ребёнок описывает свои действия, в том числе направление движения руки с иголкой.

«ПОВТОРИ РИСУНОК ПАЛОЧКАМИ»

 Цель: Развивать зрительный анализатор, согласованность действий глаз-рука, зрительно-пространственное восприятие, работать над увеличением объёма зрительной памяти.

Материал: Набор карточек с изображениями, составленными из прямых линий одинаковой длины (у ведущего); у ребёнка набор счётных палочек.

ХОД:

Ведущий: Вот карточки с картинками из палочек. Выбери самую лёгкую и сложи из палочек такую же. Когда будешь это делать, я сяду к тебе спиной, а ты подробно описывай все свои действия. Когда закончишь работу, я постараюсь угадать, какую картинку ты выбрал, а потом мы сравним её с твоим рисунком из палочек. . .

«ДЕЛАЕМ ЗАРЯДКУ»

Цель: Отрабатывать умение различать верх-низ по отношению к себе; развивать произвольное внимание, моторно-слуховую память, крупную моторику.

ХОД:

Ребёнок по команде ведущего делает движения руками, ногами, глазами, головой в заданном направлении

Примечание: Для закрепления умений ребёнку предлагают роль ведущего.

     Для повышения результативности занятий с ребёнком левшой можно использовать такой порядок индивидуальной работы:

  • взять руки ребёнка в свои, сняв тем самым у него напряжение, побеседовать о том, что он любит или о чём ему хотелось бы поговорить, и только после этого начинать занятие;
  • провести разминку, включающую пальчиковые игры;
  • провести игры в такой последовательности:

а)роль ведущего исполняет взрослый;

б)роль ведущего исполняет ребёнок;

  4) побеседовать с ребёнком о его отношении к игре (не вообще, а конкретно), об испытываемых им трудностях; предложить научить этой игре кого-нибудь из сверстников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Айзенк Г.Ю. Структура личности. Спб, ЮВЕНТА, М: КСП+, 1999.
2.Кутепова И. Авдеева Л. Комплекс занятий для леворуких детей 4-5 лет. –М.: журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 2007.
3. Кутепова И. Двинина Л. Комплекс психокоррекционных и креативных игр для леворуких детей 5-7 лет. –М.: журнал «Дошкольное воспитание» № 11, 2007.
4. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.В. О диагностических методах психологических исследований школьников // Совет педагогов, 1968 №7.
5. Логачёва Г. Левша –М.: журнал «Дошкольное воспитание» № 11, 2007.
6. Хорсанд Д.В. Если ребёнок левша. –М.: АСТ; СПб.: Сова,2006.
7.Эриксон Э. Детство и общество. Спб, 2000.