Автор: учитель-дефектолог Круглова Ирина Александровна

Важным условием для начала успешного обучения ребенка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребенок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь развитый фонематический слух, знать буквы, читать слоги, иметь богатый словарный запас, строить развернутые, связные, грамматически правильные фразы. Все это поможет малышу полноценно общаться со сверстниками, наладить контакт с учителем, всесторонне развиваться и успевать по всем предметам, быть уверенным в себе, в своих силах. Правильная и богатая устная речь расширяет возможности ребенка в познании окружающей действительности, формирует более глубокие и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми.

С каждым годом количество детей с речевой патологией растет. Наиболее типичными нарушениями для будущих первоклассников является неправильное произношение звуков.

Неправильное расположение органов артикуляции приводит к дефектному произношению звуков речи. Именно для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а также различных мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса специальных упражнений.

Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей  к этому процессу. Возникает необходимость искать новые пути и возможности решения этой проблемы.

Поэтому я обратилась к необычному и нестандартному методу выполнения артикуляционной гимнастики – использованию элементов биоэнергопластики. Внедрение новых инновационных технологий в коррекционную работу,  как правило,  приносит   положительные  результаты, ускоряет процесс овладения определенными умениями навыками. Суть его в том, что артикуляторные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

Биоэнергопластика – это  новое направление в логопедии, новый способ  развития  тонкой моторики  и пластических движений рук и тела, моторики артикуляционного аппарата.

Биоэнергопластика  (био – человек как биологический объект, энергия – сила, пластика – связное пластичностью движение) — единение движений рук с движением артикуляционного аппарата, т.е. пальцево-речевая гимнастика.

Исследования ученых доказывают связь речевого и интеллектуального развития  со степенью развития тонкой моторики пальцев. Изучая данную проблему,  Ястребова  А.В. и  Лазаренко О.И. пришли к выводу,  —   движение тела,  совместные с движениями рук и артикуляционного аппарата, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.

Цель данного метода —  повысить эффективность выполнения артикуляционных упражнений.

Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Занятия артикуляционной гимнастикой по своим результатам подобны утренней зарядке: усиливают кровообращение, укрепляют мышцы языка, губ, развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата, формируют координацию движений мелкой моторики рук, сочетание  движений речевого аппарата и кистей рук создают предпосылки к развитию произвольности поведения, развитию внимания, памяти, мышления, речи и других психических процессов.

Тренировка мышц языка, подвижность и точность работы языка является одним из условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В образовании их большее или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка, передняя его часть, спинка языка, корень.

Я подбираю движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Объясняю каждому ребенку, что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать одновременно, ритмично. Этот метод дети воспринимают как игру. Всем известно, что в качестве самого эффективного метода на занятиях выступает игровой метод. Это связано с тем, что игровые методики, включая в себя практически все формы работы, предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребёнка. Когда знакомлю детей с новым артикуляционным упражнением, они сами могут предлагать движение руки. Заметила, что в этом случае, ребятам больше нравится выполнять упражнения. Такие игры дополнительно стимулируют ребёнка к выполнению задания.

Предлагаю также несколько авторских игровых вариантов проведения артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики. Движения артикуляторных органов и кистей рук иллюстрируют произносимое педагогом стихотворение.

Чем хороша эта система, это тем, что любой педагог сможет подобрать оптимальные движения для сопровождения артикуляционной гимнастики, текстовое сопровождение в виде четверостиший. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, речевой слух.  Что в свою очередь позволяет нам достичь определённых положительных результатов в коррекционном процессе.

Примерные варианты артикуляционных упражнений

«Заборчик-Трубочка»

Зубки мы свои покажем,

А потом, а потом,

Губки мы свои сведем

«Лопаточка»

Язычок наш отдыхает,

Не шевелиться, мечтает

«Грибок»

Язычок прижмем мы сильно.

Как грибочек под осиной

«Орешек»

Влево-вправо, вправо-влево,

Язычок толкаем смело

«Накажем непослушный язычок»

Пя-пя-пя, пя-пя-пя,

Будешь слушаться меня