Подготовила учитель – логопед, Прокопенкова Ирина Алексеевна

Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и, может
быть, я запомню,
Вовлеки меня – и тогда
я постигну.
Конфуций

Задумывались ли вы когда – нибудь, что такое общение? Какую роль оно играет в нашей жизни и насколько важно для наших детей? Если представить, то на ум приходит беседа двух людей за чашкой чая, поход с ребенком на детскую площадку и т.д. А если рассматривать общение более глубже, то это возможность донести другому человеку свои желания, мысли, выразить  просьбу, т.е. обмениваться какой – либо информацией. Например, через слова ребенок может нам сообщить о своем желании вместе  поиграть, почитать любимую книгу, сходить в зоопарк.

А что делать, если малыш не умеет говорить? Как помочь ему выразить свои мысли? В этот момент важно знать и понимать, что коммуникация – это не только слова.

Традиционно коммуникацию принято разделять на вербальную и невербальную.

Вербальная коммуникация – это коммуникация с помощью слов.

Невербальная коммуникация – это общение с помощью других  средств         ( жест, мимика, эмоциональные проявления, положение тела ). Но есть категория детей, которые не используют вербальную коммуникацию, а именно дети с РАС, ТНР, ДЦП. И тогда родителям можно предложить альтернативное общение.

Давайте рассмотрим ,  что же такое альтернативная коммуникация?

Альтернативная коммуникация – это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, которые не могут изъясняться вербально, т.е. с помощью речи. Более подробно хочется остановиться на PECS. PECS – это система общения при помощи обмена  карточками.  Была разработана Лори А. Фрост и Энди Бонди для быстрого обучения детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития целенаправленному, самостоятельно инициируемому общению. Поскольку обучение общению с помощью  PECS начинается с целенаправленных действий, поэтому надо отобрать для ребенка эффективные  мотивашки .             Как  же правильно отобрать мотивашки для поощерений?

1.    Предложите ребенку один – два предмета, которые, как вам кажется, ему нравятся и понаблюдайте за его реакцией:
•    что он делает с предметом (играет, ест, просто держит его аккуратно);
•    как среагирует, когда мы попытаемся его забрать (будет капризничать или отдаст спокойно);
•    какое время взаимодействует с предметом.

2.    После завершения наблюдений и оценки перечислить те предметы, которые ребенок взял и те, на попытки отобрать которые он негативно отреагировал. Также те предметы, которые он съел или начал увлеченно с ними играть, когда их ему вернули.

3.    Предложите ребенку 2-4 предмета за один раз из этой группы. Пронаблюдайте  к какому предмету тянется первым. Повторить процедуру несколько раз.

4.    Уберите наиболее мотивационный для  ребенка  предмет ( который он выбирал чаще всех) и предложите оставшиеся и введите один новый.

5.    Затем из группы понравившихся предметов выберете 3-5 « наиболее  предпочитаемых» предметов. Продолжать пока не сможете определить, какой предмет является первым, какой – вторым, какой – третий по предпочтительности.

Когда мы организовали учебную среду, отобрали « наиболее предпочтительные» мотивашки остается последний шаг перед началом использования PECS – подготовка материалов. Карточки – самая важная составляющая для начала обучения  по системе PECS, но вам так же понадобятся:
•    лента – липучка ;
•    индивидуальный альбом;
•    полоска для составления предложений;
•    страницы для вставки (синего и красного цветов);
•    материалы для ламинации;
•    ремень для ношения книги.

Чтобы карточки служили дольше, мы печатаем их на плотной бумаге или наклеиваем на картон и ламинируем. Приклеиваем  липучку на обратную сторону карточек. У каждого ребенка должен быть свой собственный альбом. Для альбома мы используем обычно небольшие папки с тремя кольцами. Липучку приклеиваем на обложку  и на странички в альбоме. Поскольку предполагается, что ребенок альбом носит с собой, то прикрепляем ремешок для удобства. На 4 этапе, когда начнем использовать множество различных карточек, нужно будет прикрепить к альбому « шаблон для предложений» — прочный кусок пластика, на котором ребенок будет размещать карточки для составления предложений.

О каждом этапе работы с системой PECS и о создании коммуникативного альбома (книге), планшете расскажу более подробно в следующей статье……