Как выбрать книжку для ребенка? Какие сказки подойдут лучше всего? Как увлечь кроху чтением, если ему неинтересно? Как играть по любимой книжке? А главное, как правильно читать книжки с малышом, чтобы стимулировать развитие речи?

1. Выбираем книгу

Какому жанру отдать предпочтение? Сказкам? Рассказам? Читайте все! Выбирайте то, что Вам по вкусу! Пусть это будут максимально простые произведения со знакомыми героями.

Сказки, где действие повторяется, в народе раньше называли «докучными». Примеры таких сказок: «Колобок», «Репка», «Зайкина избушка», «Зимовье зверей», «Рукавичка» и многие другие. Чем они ценны для ребятишек? Сюжетная линия простая и повторяющаяся. Это позволяет крохам чувствовать себя уверенно в знакомых условиях, хорошо запоминать действия и героев, последовательность событий. В дальнейшем с такой сказкой очень удобно играть в ролевые игры, ведь они запоминаются практически наизусть!

2.Рассматриваем иллюстрации

Рисунки в первых книгах малыша должны быть простыми, яркими, крупными, без большого количества деталей. В плане развития речи такие картинки очень хороши тем, что можно по ним задавать малышу вопросы («Где у зайки ушки, носик, глазки?», «Какого цвета у собачки шерстка?», «Где мячик?»).

3.Оцениваем текст

Текста должно быть немного, и желательно, чтобы набран он был достаточно крупным шрифтом. Так крохе интереснее будет водить пальчиком по словам — «читать». Это поможет развить у малыша интерес к печатному слову и вызовет желание узнать, какой смысл скрывается за этими маленькими картинками.

4. Сначала читаем сказку сами

Нужно это для того, чтобы сказку запомнить и немного упростить ее: найти и заменить слова, которые крохе пока непонятны. Также можно немного сократить и содержание.

5.Добавьте эмоций!

Многие мамы замечают, что малыш быстро утрачивает интерес к чтению, вырывает книгу из рук или перелистывает страничку. Отчасти причина может быть в том, что когда Вы читаете книгу, Вы не смотрите на кроху. Используйте чтение-рассказывание: листайте книгу, но не прочитывайте текст, а рассказывайте его, время от времени посматривая на карапуза!

Пользуйтесь разными средствами выразительности в речи: повышайте и понижайте голос, изменяйте его тембр (например, когда говорите за зайку и за мишку), добавляйте междометия и звукоподражания. Это поможет дольше сохранить внимание ребенка, передать ему свои эмоции и чувства, а возможно, и простимулирует появление первых слов!

6. Создайте обстановку, располагающую к чтению.

Место для чтения должно быть достаточно светлым. Уберите из поля зрения малыша лишние предметы, которые будут его отвлекать. На первых порах даже книжечки выбирайте те, где всего одна сказка. Если папа рядом смотрит футбол по телевизору — перейдите в другую комнату.

7. Играйте в сказку после ее прочтения!

Как можно играть по книжке?
•    Задавать крохе вопросы по ходу чтения: «Чей это домик? А это чей? Кто тут на печи лежит?»
•    Поиграть в «Доскажи словечко» с ребятками, которые уже немножко разговаривают и знают содержание сказки. В нужном месте останавливаете чтение и немного ждете, когда кроха закончит фразу.
•    Поиграть в сказку с игрушками.
•    Сделать игру-шнуровку по этой сказке.
•    По мотивам любимой сказки сделать книжку.
•    Для деток от 3 лет и старше — угадать, из какой сказки герои.
•    Слепить героев из пластилина!

Для чего это нужно?
•    Малыши очень любят читать одно и то же много раз. Игры вносят разнообразие и дают маме возможность для творчества.
•    В игре малыш закрепляет слова, лучше понимает содержание сказки.
•    В знакомой ситуации малыш чувствует себя уверенно, легче идет на контакт и быстрее начинает разговаривать.
•    Крохи учатся играть самостоятельно по знакомому сюжету, строить свой сюжет на основе сказочного.