Скоро в школу!

Рекомендации родителям будущих первоклассников

Уважаемые родители!

Близится то время, когда ваш ребёнок пойдёт в школу. Это важное событие в жизни всей семьи. Оно коснётся всех её членов: кто-то приобретёт новые обязанности, кто-то, напротив, станет уделять домашним делам меньше времени, но самое главное – изменится ваш ребёнок. Постоянно развивающийся, радующий и огорчающий вас, он перейдёт очередной рубеж – станет школьником.

Вспомните тот день, когда вы пошли «в первый раз в первый класс». Был ли это солнечный или пасмурный день? Кто держал вас за руку? Что за цветы были собраны в букете, который вы впервые несли в школу?

Вспомните своих друзей по начальной школе – вероятно, многие из них сейчас имеют детей такого же возраста, как и вы. Подумайте, хотели бы вы, чтобы ваш ребёнок учился в вашем классе? А у вашей учительницы?

А теперь, когда вы вспомнили, что не всегда были взрослыми, постарайтесь ответить на некоторые вопросы.

Готовы ли мы отдать своего ребёнка в школу?(Тест для родителей)

  1. Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других.
  2. Я опасаюсь, что мой ребёнок часто будет обижать других.
  3. На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребёнка.
  4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
  5. Ребёнок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.
  6. Трудно представит, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
  7. Мне кажется, что дети в этом возрасте ещё не способны дружить.
  8. Боюсь даже думать о том, как мой ребёнок будет обходиться без дневного сна.
  9. Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
  10. Мой ребёнок не ходит в детский сад и никогда не расстаётся с матерью.
  11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребёнка.

12.Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребёнка.

  1. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
  2. Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребёнка.
  1. Мой ребёнок часто говорит: «Мама, мы пойдём в школу вместе!»

Занесите свои ответы в таблицу: если вы согласны с утверждением, поставьте +, если не согласны, оставьте пустую клеточку.

1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
Общая сумма

А теперь посчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение

до 4 баллов – у вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября. Вы сами готовы к школьной жизни вашего ребёнка;

5-10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям;

10 баллов и больше – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.

А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 ил 3 крестика.

1 – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику;

2 – нужно обратить внимание на то, умеет ли ваш ребёнок общаться с другими детьми;

3 – предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребёнка, но ещё есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями;

4 — есть опасения, что ребёнок не найдёт контакта с учителем, надо обратить внимание

5 – ребёнок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год. В любом случае с ребёнком полезно поиграть в школу.

Этот краткий тест даёт представление о тех типичных психологических сложностях, которые возникают у первоклассников. Внимательные родители умеют предвидеть и избегать проблем школьной адаптации, но для этого надо быть уверенным, что ваш ребёнок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе.

Итак, что же такое школьная зрелость, или психологическая готовность к школе? Любой ли ребёнок может пойти в школу и легко и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Часто считается, что по достижении 6,6 – 7 – летнего возраста этот вопрос решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребёнок не подготовлен к школе. Что значит – «не подготовлен?» — удивляются они. А разве не в школе их должны учить читать, писать и вообще – заниматься развитием? Это не совсем верно. Дело в том, что путь развития каждого ребёнка очень индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то не умеет улыбаться, но зато начинает говорить сразу целыми фразами, да ещё и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с совершенно разным багажом опыта – знаниями, умениями, навыками, привычками. Каждый возраст приносит что-то новое в психологический облик ребёнка. Основные новообразования дошкольного детства – умение играть в ролевые, сюжетные и, что самое важное для школы – в игры с правилами.

Ребёнок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации – в одних он лидирует, в других подчиняется, в третьих осуществляет совместную, кооперативную деятельность с другими детьми и взрослыми. Насколько бы ни различались индивидуальные темпы развития ребёнка, в нём можно выделить периоды особой чувствительности (психологи называют их сензитивными признаками) к разным воздействиям мира. Дошкольник постигает разнообразие социальных связей. Поэтому важнейшая предпосылка готовности к школе – это исчерпанность предыдущего периода развития: ребёнок должен уметь играть. В противном случае нагрузка начальной школы может оказаться непомерной и привести к появлению невротических симптомов у ребёнка (капризности, плаксивости, страха перед учениками и учительницей и даже отказу ходить в школу).

«Проработав» в игре социальные взаимоотношения различного рода, ребёнок может высвободить энергию для интеллектуального, познавательного развития, которое происходит более продуктивно, если ребёнок не устаёт от других детей, а общение с учительницей не является для него отдельной сложной задачей. Но умение играть – это личностная составляющая готовности к школе. Можно выделить и другие, связанные в первую очередь с особенностями и требованиями современного образования. Для родителей достаточно лишь быть готовым и к ним, и к тому, что в некоторый момент времени ребёнок встречается с внешней оценкой в образе начальной школы, которая рассматривает все его жизненные достижения очень узко и строго, а именно: может ли он учиться в тех условиях, которые приняты сегодняшней системой образования, или нет?

Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальной, эмоциональной и социальной.

Интеллектуальная зрелость для возраста 6,6 -7 лет – это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, способность устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации.

Эмоциональная зрелость – это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения.

Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. Таким образом, за основу готовности к школе принимается некоторый необходимый уровень развития ребёнка, без которого он вообще не может успешно обучаться в школе.

Прежде чем подавать документы, познакомьтесь с директором школы и учительницей, которая предположительно будет обучать вашего ребёнка. В этом возрасте важнее выбрать учительницу, а не школу. Узнайте, кто ведёт группу продлённого дня, сколько учеников ожидается в вашем классе. Посоветуйтесь с родителями, дети которых учатся в этой школе.

Школа – это прежде всего праздник, праздник познания. Я уверена, что вы сумеете миновать все неприятности, которые иногда возникают вокруг маленького школьника, и что учёба принесёт вам много гордости за своего малыша. В стране всеобщей грамотности трудно быть остаться неучем. Главное – не растратить обаяния и непосредственности детства, яркости и творческого мировосприятия.

А теперь посмотрим, хочет ли ваш ребёнок в школу?

Хочу ли я в школу? Тест для дошкольников

  1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
  2. Мне интересно, какие у нас будут уроки.
  3. Думаю, что буду приглашать на свой День рождения весь свой класс.
  4. Мне хотелось бы, что бы урок длился дольше, чем перемена.
  5. Интересно, что в школе предлагают на завтрак.
  6. Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться.
  7. Самое лучшее в школьной жизни – это каникулы.
  8. Мне кажется, что в школе больше интересного, чем в саду.
  9. Мне хочется в школу, потому что многие ребята из моего дома уже учатся.
  10. Если бы мне разрешили, я бы пошёл бы учиться ещё в прошлом году.

Обратитесь к своему ребёнку: «Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами?» — и зафиксируйте его ответы в табличке. Если он согласится, то поставьте в клеточке +, если нет, то оставьте клеточку пустой.

1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
Общая сумма

Подсчитаем результаты:

1-3 балла — ваш ребёнок полагает, что неплохо живётся и без школы. Следует задуматься!

4-8 баллов – да, хочется в школу. Только уточним, для чего? Если больше баллов в первой строке, то он вполне представляет себе основное предназначение школы, и оно не вызывает у него отвращения.

9-10 баллов – прекрасно, если ваш ребёнок сохранит своё отношение к школе на последующие 11 лет.

Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребёнок не рождается первоклассником, готовность к школе – комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры легко и непринуждённо можно выполнять с мамой, бабушкой, старшим братом – со всеми, кто располагает свободным временем и имеет желание. Вы можете дать волю своей фантазии. Но помните несколько простых правил:

  1. Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.
  2. Их длительность не должна превышать 35 минут.
  3. Не пытайтесь предлагать ребёнку задания, если он утомлён.
  4. Постарайтесь, чтобы занятия имели постоянный характер – «мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен.

Вас выручит специальная литература, собственный опыт, опыт бабушек и дедушек. Полезно вспомнить игры, в которые вы сами играли в детстве, упражнения, которые вам предлагали в детском саду и которые вы запомнили. При подготовке к школе доверяйте собственной интуиции. Будьте творцом собственной педагогики: подбирайте задания в соответствии с индивидуальностью вашего ребёнка. И в любом случае имейте ввиду наставление доктора Спока: «Помните, что вы хорошо знаете своего ребёнка, в то время как мы его не знаем совсем!»

Для того, чтобы вы ещё раз могли объективно оценить подготовленность ребёнка к школе, пройдите короткий тест.

Готов ли ребёнок к школе? Тест для родителей

  1. Хочет ли ваш ребёнок идти в школу?
  2. Привлекает ли вашего ребёнка в школе то, что в ней будет интересно учиться и он много узнает?
  3. Может ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор).
  4. Верно ли, что ваш ребёнок в присутствии незнакомых людей нисколько не стесняется?
  5. Умеет ли ваш ребёнок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений?
  6. Может ли ваш ребёнок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
  8. Умеет ли ваш ребёнок читать по слогам или целыми словами?
  9. Умеет ли ваш ребёнок считать до 10 и обратно?
  10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
  11. Верно ли, что ребёнок имеет твёрдую руку?
  12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
  13. Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за минуту?
  14. Может ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)?
  15. Знает ли ребёнок названия диких и домашних животных?
  16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
  17. Любит ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д?
  18. Может ли ваш ребёнок понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет

15-18 баллов – можно считать, что ребёнок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы.

10-14 баллов – вы на правильном пути, ребёнок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий.

Меньше 9 баллов – постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребёнком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!

Удачи ВАМ!

Использованная литература:

Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу! Увлекательная подготовка детей к первому классу. ТОО Глобус. 1995г.