Первый этап работы с карточками PECS

Основной целью первого этапа обучения РЕСS — научить ребенка подавать коммуникативному партнеру карточку, для того, что бы получить тот предмет, который он хочет. То есть, когда ребенок видит мотивационный стимул, он берет картинку, протягивает ее учителю, и оставляет картинку в руке учителя.

На данном этапе обучения присутствуют двое взрослых. Один из взрослых — «коммуникативный партнер» сидит напротив ребенка и держит в руках предмет, который ребенок хочет получить. Второй взрослый — «фея» — сидит позади ребенка, и физически направляет руку ребенка к картинке, помогает ему взять картинку и протянуть ее «коммуникативному партнеру».

Для того чтобы не подавить инициативу ребенка, ни один из взрослых не обращается к ребенку с вопросами: «Что ты хочешь?» или с инструкциями; «Если хочешь конфетку, то дай картинку!». Важно что бы оба взрослых молчали. «Коммуникативный партнер» может приблизить желаемый предмет к ребенку, для того, чтобы побудить его инициативу, но без слов. Второй взрослый («фея») должен внимательно следить за движениями ребенка, и как только ребенок начинает тянуть руку к предмету — направить его руку к карточке, и помочь ему взять карточку, и протянуть — и все это тоже молча.

Когда ребенок кладет карточку в руку «коммуникативного партнера» — только тогда «коммуникативный партнер» произносит наименование данного предмета, и сразу же дает его ребенку. Данным действием «коммуникативный партнер» озвучивает просьбу ребенка, и в дальнейшем, если ребенок научится имитировать слова — он сможет сопровождать просьбу словами.

На первом этапе целью является само действие подачи карточки, а не выбор предметов, и не разнообразие просьб. Поэтому, используется только один предмет, и только одна карточка.

Что бы удостовериться, что у ребенка есть мотивация для получения данного предмета, изначально ребенок получает его без того, что бы протянуть карточку. Например, ребенок получает маленькую конфетку. Следующую конфетку «коммуникативный партнер» держит перед ним и не дает. Если ребенок протягивает руку, значит, он хочет еще, и тут вступает в действие «фея» — направляет руку ребенка к карточке, и помогает ему взять и протянуть карточку. Или, если это не предмет, а действие — например, качание на качелях. Сначала ребенка несколько секунд качают на качелях и останавливают качели. Если ребенок делает движения телом, чтобы продолжить качаться — «фея» направляет руку ребенка к карточке  с изображением качели, помогает ему взять эту карточку, и протянуть «коммуникативному партнеру». Он скажет «Качели!» и покачает ребенка еще несколько секунд.

Что делать, если ребенок не проявляет инициативу? Просто перейти к следующему предмету по списку. Например, ребенок больше не хочет конфету, можно начать работать над складыванием пазла (если изначально это действие является мотивационным для ребенка!). То есть, на первом этапе желательно «отработать» весь репертуар интересов ребенка. НО! Каждый раз только по одному предмету и только с одной соответствующей карточкой! Очень важно проводить обучение интенсивно, и тренировать до тех пор, пока ребенок не сделает это действие (подаст карточку) — 30-40 раз в день.

В процессе обучения необходимо, что бы «коммуникативный партнер» и «фея» менялись местами и ролями, для того, что бы научить ребенка обращаться с просьбами к разным людям.

http://www.youtube.com/watch?v=NqEg3CzFxRw
Это ссылка на мультфильм, который рассказывает о том, что общение может быть разным. Мультфильм сделан по рисункам Степы Никулина. У него аутизм, но это не мешает ему общаться с миром.