Имитация — одно из самых важных средств, которыми пользуются дети, поскольку они становятся участниками различных ситуаций, из которых черпают свои знания. Когда дети приобретают умение имитировать действия других, изменения в их развитии становятся значительными и заметными. Овладение речью, а также совершенствование этого навыка, в значительной степени будут зависеть от умения ребенка имитировать. Повторяя роли других людей, ребенок становится более общительным, социальным и начинает демонстрировать новые навыки. Из этого можно сделать вывод, что имитация — основа обучения.

Эта форма обучения, однако, является самой трудной для детей с РАС, потому что требует концентрации внимания на другом человеке и его действиях. Важно не только понять процесс имитации, но и использовать имитацию, чтобы приобретать новые умения и знания.

Обычно занимаемся сидя или стоя друг напротив друга за столом. Также можно заниматься на полу, в пространстве, ограниченном ковром.

Осуществляется действие (например «подавать руку») и сразу дается инструкция «сделай так». Ребенок должен имитировать это действие — поэтому ему не дается устная инструкция «дай руку». Каждый раз, когда ребенок это делает с подсказкой или без, он получает вознаграждение и похвалу: кусочек чего-то вкусного, ободряющие похлопывания и «Молодец!». В случае если ребенок не повторит действие, ему дается физическая подсказка: вы помогаете ему сделать жест, взяв его руки в свои.

В каждой сессии отрабатываются по три инструкции, и каждая повторяется по пять раз. В последующих сессиях каждая новая инструкция дается после того, как ребенок успешно освоил предыдущие.

Для занятий нужно выбирать места, где меньше отвлекающих стимулов (предмет, игрушка, вкусняшка), чтобы ребенок не отвлекался. Лучше всего, если занятия будут проходить в развлекательной форме с постоянным взаимодействием; тогда у ребенка будет формироваться положительный опыт. Иногда полезно использовать предметы, которые нравятся ребенку, чтобы привлечь его внимание и мотивировать: мыльные пузыри, волчки, свистульки, хлопушки, крутящиеся предметы, светящиеся игрушки и т.д.

 Имитация с предметами.

Первый тип осознанной имитации, которую изучают дети — имитация простых действий с предметами. Сначала предлагаются наиболее привлекательные для ребенка предметы, используемые по прямому назначению, например: трясти погремушку или катать машинку, издавая звук “бррррр”. Следующим шагом будет имитация действий, где предмет используется не по назначению. Например, ударять палочкой по столу вместо барабана, так мы издаем шум, который нравится ребенку и привлекает его внимание.

Несколько общих примеров для имитации:

  • Скатать шарик из пластилина
  • Строить башню из 3 деталей Lego (позже можно усложнять конструкции)
  • Нажимать на пищащую игрушку
  • Катать машинку
  • Изображать полет игрушечного самолетика
  • Катать мяч по столу или по земле
  • Бросать мяч назад
  • Причесываться
  • Умывать лицо с помощью губки
  • Чистить зубы
  • Положить 3 предмета в коробку
  • Помещать маленький предмет внутрь большого
  • Надевать кольца на вертикальную палочку
  • Ударять крышками от кастрюль друг об друга
  • Бить барабанной палочкой по кастрюле или по барабану
  • Делать змейку из пластилина
  • Сморкаться в платок
  • Притворяться спящим
  • Кормить куклу с ложечки
  • Укладывать куклу спать
  • Надевать шляпу
  • Играть на маракасах и других музыкальных инструментах
  • Открывать книгу
  • Переворачивать страницы книги
  • Открывать / закрывать дверь
  • Включать/ выключать свет
  • Помешивать ложкой в чашке сахар
  • Пить из чашки
  • Есть ложечкой (йогурт, например)
  • Открывать / закрывать крышку бутылки
  • Наливать воду из бутылки в стакан
  • Катать коляску или тележку (можно с куклой)
  • Возить за веревочку музыкальную игрушку
  • Залезать в ящик и вылезать из него
  • Залезать под стол
  • Мять бумагу
  • Рвать бумагу
  • Прочее

 Имитация с использованием крупной моторики

Обычно имитация движений тела следует за имитацией с предметами: она труднее, потому что требует, чтобы ребенок запомнил, что ты сделал, и потом повторил это движение. Мы начинаем с простых движений, например, хлопать в ладоши — то, что многие дети делают спонтанно. Кроме того, это действие производит шум и есть возможность наблюдать, как другой человек продолжает осуществлять это действие одновременно с ребенком. Самые сложные движения, которые труднее всего видеть, мы будем практиковать ниже, например, коснуться носа или положить руки на голову будет труднее, потому что ребенок не может видеть, правильно ли он совершил действие.

Хитрость: Выполнять действие перед зеркалом, если не удается имитация лицом к лицу.

  • Давать обе руки
  • Давать обе ступни
  • Поднимать руки
  • Поднимать руки в стороны
  • Трогать живот
  • Мотать головой
  • Махать рукой на прощание
  • Потирать руки
  • Хлопать руками над головой
  • Сжимать кулаки
  • Показывать пальцем
  • Кивать головой
  • Скрещивать руки на груди
  • Обниматься
  • Дотрагиваться до носа (и других частей лица)
  • Чесать голову
  • Прикрывать рот руками
  • Наклонять голову вперед
  • Вставать / садиться
  • Приседать на корточки
  • Ползать
  • Идти на пятках
  • Ходить на цыпочках, и т.д.

Имитация сложных движений

Чтобы артикуляция стала более четкой, необходимо укреплять мышцы лица вокруг рта. Мы начинаем выполнять артикуляционную гимнастику, которая эффективно способствуют развитию выразительности лица:

  • Широко открывать рот и говорить “AAAAAAAAAAAA”
  • Браться пальцами за кончик языка
  • Высовывать язык
  • Сжимать губы с силой (произнося звук MMMMM)
  • Клацать зубами
  • Смеяться
  • Фыркать, как лошадь (BRRRR)
  • Плотно сжимать губы
  • Надувать щеки
  • Изображать поцелуй (с шумом)
  • Изображать крик индейца (БА, БА, БА, БА)
  • Касаться верхних зубов языком
  • Прикусывать зубами нижнюю губу
  • Двигать языком влево/ вправо
  • Двигать языком по кругу
  • Брать ртом с руки, например, кусочки печенья
  • Втягивать с силой вареные спагетти (это упражнение помогло Эрику научиться пить через соломинку)
  • Пить через соломинку
  • Отмечать поцелуй (накрашенными губами) на бумаге

Поскольку сначала ребенку сложно выполнить многие из этих упражнений, нужно помогать ему, например, двигая губы руками и т.д., но всегда нужно делать это весело. Во время таких занятий ребенка нужно усиленно хвалить, чтобы вокруг было много игрушек, которые ему очень нравятся, использовать игрушки с крутящимися элементами, свистеть  в свистульки и гудеть и т.д. Иногда хорошо помогает чупа-чупс, йогурт или мороженое, чтобы заставить высунуть язык.

Ссылка на источник: Имитация как основа обучения при Расстройствах Аутистического Спектра – Часть II La imitación como base del aprendizaje en los Trastornos del Espectro del Autismo – Parte II